Урок разработала Лагуто Наталья Ивановна
Тема «Добрые и злые герои сказок»
Цели и задачи:
- познакомить с творчеством художников В. Васнецова, М. Врубеля, Ю. Васнецова; дать представление о роли фантазии в искусстве;
- формировать умение выполнять иллюстрации к народным сказкам на самостоятельно выбранные сюжеты;
- развивать интерес к народному сказочному творчеству, графические навыки в передаче пропорций сложных по форме предметов, навыков композиционного решения рисунка;
- воспитывать любовь к русским народным сказкам, к положительным героям сказок, сопереживание настроениям героев сказки, обратить внимание детей на добрые поступки и злые.
Оборудование: цветные карандаши, фломастеры, иллюстрации к русским народным сказкам, изображения сказочных героев, солнышко, тучка.
Изобразительный ряд: репродукции картин В. М. Васнецова, Ю. А. Васнецова, детские книги с иллюстрациями.
Ход урока
1. Оргмомент.
Прозвенел звонок,
Начинаем наш урок.
Будем изобразительное искусство изучать,
Творчество и фантазию развивать.
1.Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Вступительная беседа.
- Ребята, какие книги вы больше всего любите читать? Конечно, сказки.
- Назовите сказки, отрывки из которых вы услышите.
1)Журавль стук-стук носом по тарелке. Стучал, стучал – ничего не попадает.
(«Лиса и журавль»)
2) Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут - потянут, вытянуть не могут. («Репка»)
3) – Кто, кто в теремочке живёт?
- Кто, кто в невысоком живёт?
- Я, мышка-норушка.
- Я, лягушка-квакушка, а ты кто?(«Теремок»)
4) - Не садись на пенёк, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке.
(«Маша и медведь»)
3. Сообщение темы и цели.
- Все вы любите рассматривать рисунки в книгах.
Художника, который рисует рисунки для книг, называют иллюстратором.
Вот и вы попробуете себя в этом качестве и проиллюстрируете свою любимую сказку. Но сначала давайте посмотрим, как с этой задачей справились художники. Все они в детстве очень любили сказки, особенно русские народные.
- Кто знает, почему они так называются? Кто их сочинял? (Народ)
- Какие ещё сказки бывают? (Авторские).
4. Беседа по теме.
1. Особенности сказочного жанра.
Сказка — это особый мир фантазии и реальности. Уходя корнями в глубокую древность, сказка в образной форме рисует жизненный уклад народа, раскрывает его затаённые чувства, мечты и желания.
Русская народная сказка имеет общую основу с русским изобразительным фольклором.
2. Ознакомление с творчеством художников Ю. Васнецова, В. Васнецова.
- На прошлых уроках мы узнали, что художники изображают все то реальное, что видят в жизни.
- А изображают ли художники то, чего не бывает, что создано воображением человека? Правильно, когда художники рисуют сказочных героев, они изображают то, чего нет в жизни.
Юрий Алексеевич Васнецов.
Одним из таких художников является Юрий Васнецов. Для Васнецова мир сказки — это мир счастья, где нет ни жестокости, ни зависти и где добро всегда торжествует над злом. Поэтому все его герои — храбрый петух, робкий заяц, смешной козлёнок, неуклюжий и добродушный медведь, весёлый кот, даже лютый волк и плутоватая лиса — вызывают симпатию зрителей. Вслед за художником мы входим в сказочную страну добра и красоты.
Полюбуйтесь иллюстрациями Ю. Васнецова к сказкам и постарайтесь понять, как художник с помощью рисунка, цвета, композиции мастерски передаёт сам дух русских народных сказок, образы сказочных героев и персонажей.
Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926)
Одной из самых любимых тем является для художников сказка. А среди сказочников нельзя не отметить замечательного русского художника Виктора Васнецова. На его полотнах ожили для нас почти все герои русских народных сказок. Широко известны картины В. Васнецова «Алёнушка» и «Иван-царевич на Сером Волке», «Три богатыря».
Мастерски владея искусством композиции, техникой рисунка и живописи, художник с огромной душевной теплотой создаёт образы сказочных героев.
5. Актуализация знаний.
1) - Мы с вами посмотрели работы двух художников и убедились, что каждый из них по-своему изображает сказочный мир.
Мы заметили, что художники, когда изображают злых героев, используют тёмные, мрачные цвета. А когда изображают добрых героев, используют яркие, тёплые краски.
Вот и вы должны перед началом работы подумать, какой эпизод из сказки вы бы хотели нарисовать, что переживают в данный момент герои, какое у них настроение.
-Если они грустят или в опасности, то какие краски вы будете использовать, чтобы передать их состояние?
Правильно, темные, приглушенные тона, создающие ощущение тревожности. Если это лес, то он темно-зеленый, если это речка, то вода в ней темная.
- А если герои уже победили зло, какая краска поможет нам передать ощущение радости? Действительно, яркие тона красок помогут нам передать настроение героев. День будет солнечным светлым, небо - голубым, лес и трава - ярко-зелеными.
6. Физкультминутка
- Что-то мы с вами засиделись. Встаньте, пожалуйста. Повторяйте движения за мной, а в конце мимикой и жестами изобразите характер героя, которого я назову:
Долго, долго мы шагали
И вдруг в сказочку попали.
Ты к герою присмотрись.
Ну-ка, в злюку превратись.
Долго, долго мы шагали.
Снова в сказочку попали.
Ты к герою присмотрись.
В доброго ты превратись.
7. Игра «Добрый – злой»
Я буду загадывать вам загадки, а вы отгадывать. Если герой добрый, вешаем его изображение к солнышку, а если злой к тучке.
-Почему мы добрых героев будем вешать к солнышку, а злых к тучке?
1.Он разбойник, он злодей,
Свистом он пугал людей.
(Соловей разбойник)
2.И зайчонок, и волчица -
Все бегут к нему лечиться.
(Доктор Айболит)
3.В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил.
(Красная шапочка)
4. Стоит в лесу избушка,
Живет в избе старушка.
Не входи в избушку:
Съест тебя старушка!
( Баба Яга)
5. Кто волшебницу узнает?
Над землей она летает.
Чудеса творить умея,
Всем в беде поможет...
( Фея)
6.Это сказка, а не шутка,
Что была такая утка,
В ней яйцо, игла в яйце,
Гибель на ее конце.
И без этаких вещей
Жить не мог старик …
(Кощей)
8. Практическая работа.
Прежде чем приступить к практической работе, давайте подумаем какую цветовую гамму мы подберём для добрых персонажей, а какую для злых.
Работа в парах
У вас на партах лежат цветные листочки. Если цвет на вашем листочке, соответствует доброму персонажу, вывешиваем его под добрыми героями, если злому – под злыми.
Молодцы, вы хорошо справились с заданием.
Сейчас приступаем к практической работе.
(объясняю этапы работы)
1. Задание: выполнить рисунок-иллюстрацию «Моя любимая сказка» в карандаше (обвести по контуру)
2. Работа с цветом.
9. Итог занятия.
1. В ы с т а в к а работ учащихся.
2. Заключительное слово педагога.
Настоящая сказочная страна появилась у нас. Глядя на ваши рисунки, так и хочется процитировать стихотворение А. С. Пушкина:
Там чудеса, там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит.
Там на неведомых дорожках ;
Следы невиданных зверей,
Избушка там, на курьих ножках
Стоит без окон без дверей ...
- Как хорошо вы сумели передать в рисунках свою любовь к героям сказок, их настроение. Молодцы!
10. Рефлексия.
- Понравилось ли вам быть иллюстраторами?
- Вы довольны своими работами?
- Я надеюсь, что кто – нибудь из вас, когда вырастет, станет настоящим иллюстратором, и мы все увидим ваши рисунки в книгах.